Расшатывание курса: Гонтарева вновь напечатала для Яценюка 2 млрд. грн.

По данным НБУ, на 20 марта, объем ОВГЗ в Нацбанка составил 342,5 млрд. грн., что на 2,05 млрд. грн. больше, чем было днем ранее. Чуть больше недели назад (с 11 марта на 12 марта) портфель гособлигаций в НБУ также довольно резко увеличился — на 3 млрд. грн.

В то же время в целом, в марте выкуп, Нацбанком ценных бумаг украинского правительства несколько замедлился. По крайней мере, с 1 января по 24 февраля портфель ОВГЗ в НБУ увеличился на 20 млрд. грн. (за весь 2014 — на 171 млрд. грн., или более чем в 2 раза), что обусловлено традиционно невысокими налоговыми поступлениями в начале года и возникновением, соответственно, потребности перекрывать кассовые разрывы в Госбюджете, фактически, за счет эмиссии — через монетизацию ОВГЗ.
По оценкам экспертов, определенное замедление эмиссии в последнее время стало одним из важных факторов стабилизации ситуации на валютном рынке (наряду с внедренными валютными ограничениями).

Однако симптоматично, что «печатный станок» НБУ стали чаще использовать после заключения директорского совета МВФ, об ратификации программы сотрудничества с Украиной. Хотя еще 2 марта руководство НБУ задекларировало желание строго ограничить увеличение своего портфеля ОВГЗ, значительно уменьшив, таким образом, финансовую подпитку «Нафтогаза» и Госбюджета. Одно дело пообещать, другое — воплотить в жизнь.

То есть власть решила, что можно расслабиться и вместо того, чтобы урезать неэффективные и коррупционные расходы Госбюджета, легче их закрыть «печатным станком» НБУ? Так, расходы Госказны — это больше компетенция Кабмина. Однако, если бы Нацбанк (политическим куратором которого является лично Президент Петр Порошенко) чаще говорил «нет», на очередную просьбу с Грушевского еще напечатать «всего-навсего» несколько миллиардов гривен, инфляционная и курсовая ситуация в государстве была бы другой. А пока что роль НБУ, по сути, сводится к тому, что он фактически стал эмиссионным департаментом Минфина.

Справедливости ради, следует отметить, что под давлением МВФ в системе госфинансов начинаются определенные сдвиги, с точки зрения оптимизации расходной части Госказны. Прежде всего, это касается повышения тарифов на газ, что должно обеспечить постепенное сокращение дефицита «Нафтогаза», а затем и эмиссии, которая осуществлялась для «затыкания дыры» этой энергетической компании.

Определенные шаги власти попытались сделать и в части устранения дисбаланса в Пенсионном фонде, для поддержания которого из Госбюджета-2015 будет выделено 81 млрд. грн. Однако, недавно принятые решения (в частности, по урезанию пенсий, для работающих пенсионеров на 15%) имеют весьма ограниченный эффект (1,6млрд. грн). Более, потенциально эффективной и социально справедливой, была бы оптимизация льготных пенсий. Но власть пока отложила соответствующие изменения на потом. И это еще вопрос, пройдут ли соответствующие изменения? Если да, то, как быстро и в каком виде.

Вместе с тем следует также признать, что, учитывая тяжелую финансово-экономическую ситуацию в Украине, эмиссия Нацбанком гривны для бюджетных потребностей на текущем этапе является неизбежной. Наконец, этому не противился и МВФ. В Меморандуме о сотрудничестве с Украиной предусмотрено, что НБУ, в текущем году, может, в частности, выкупить ОВГЗ на 55 млрд. грн. для рекапитализации банков и ФГВФЛ, а также на 28,3млрд. грн. — для докапитализации «Нафтогаза». И это уже не говоря о 60,5 млрд. грн., которые НБУ должен оплатить, как отчисления на «прибыль» за 2014 год, что, по сути, тоже является эмиссией.

Однако, во всем должен быть разумный предел. И к монетизации ОВГЗ стоит прибегать только в крайнем случае. Хотя в Меморандуме с МВФ и предусмотрено, что на конец 2015 года в Украине потолок кассового дефицита сектора общегосударственного управления не может превысить 139 млрд. грн., эксперты считают, что реальный совокупный дефицит госфинасов, в текущем году, может быть не меньше, чем он был в прошлом году (200 млрд. грн.). Наконец, учитывая ситуацию, в частности, в банковской системе, далеко не факт, что удастся ограничиться выпуском ОВГЗ, с последующим их выкупом Нацбанком, как об этом было договорено с МВФ. А это очередные курсовые и инфляционные риски, которых и так сегодня под завязку.