Последствия гражданской войны: Превратился ли Донбасс в мертвую экономическую зону?

Убытки, причиненные инфраструктуре Донбасса вследствие боевых действий, эксперты оценивают в примерно $15млрд. На восстановление региона, по самым оптимистичным прогнозам, нужно минимум два года.

Наибольшие потери понесли предприятия металлургического и топливно-энергетического комплекса Донбасса, оказавшиесяся в эпицентре противостояния. Часть из них работает лишь частично, а некоторые вообще остановили работу. Так, до сих пор не возобновлена ​​добыча угля на шахте «Комсомолец Донбасса» в городе Кировское, которая является крупнейшим производителем энергетического угля в Украине. Это предприятие, как и другие, в зоне конфликта, регулярно страдало от артиллерийских обстрелов. «Перед перемирием снаряды сыпались со всех сторон. И стоять угадывать, кто стреляет, опасно для жизни. Сотрудники в такие моменты спасались в бомбоубежищах, в укрытиях, пережидали бомбежки, а после уже осматривали повреждения», — рассказывает в интервью руководитель антикризисного штаба энергетической компании ДТЭК Дмитрий Сахарук.

ДТЭК вместе с рядом других предприятий металлургического комплекса, так же пострадала от боевых действий в зоне конфликта. Она входит в структуру компании СКМ. Из-за непрекращающихся боевых действий и прекращения железнодорожного сообщения остановлен Енакиевский металлургический завод. Неоднократно прерывал работу Авдеевский коксохимический завод — крупнейшее в Европе коксохимическое предприятие, которое до войны производило 40% кокса в Украине. Но перемирие в Авдеевке, которая расположена всего в шести километрах от Донецка, продержалось всего два дня. После этого обстрелы города и завода возобновились. Последний раз завод был обстрелян в понедельник, 23 февраля.

Из-за нарушения всех технологических связей, отсутствие сырья и железнодорожного сообщения некоторым предприятиям, которые оказались на территории, контролируемой ополченцами ДНР, грозит превращение в кучу металлолома.

Почти полностью остановил производство Донецкий металлургический завод. «Отсутствует сырье», — рассказывает один из профсоюзных деятелей предприятия. По его словам, все грузовые перевозки заблокированы. И это, как он говорит, не способствует росту симпатий к украинской власти. «Мы получали сырье из Карелии для доменных печей. Маршрутов было много, но Украина перекрыла дорогу. И мы вынуждены были остановить две доменные печи. Мы в осаде. И к кому обращаться? В ООН, чтобы украинская власть прекратила нас блокировать? Ведь только на нашем заводе без работы остаются более 6 тысяч человек», — говорит собеседник. Он также рассказал, что завод неоднократно был обстрелян. Но, по его словам, в коллективе не верят, что это могли сделали ополченцы ДНР, как об этом сообщают украинские СМИ.

 

Примечательно, что ДМЗ принадлежит непубличному олигарху, гражданину России Виктору Нусенкису. Интересно, что недавно Служба безопасности Украины обвинила его в финансировании терроризма. На самом предприятии ситуацию, по этому поводу не комментируют.

Открытым остается и вопрос, на чьи деньги восстанавливать разрушенный Донбасс. Премьер Украины Арсений Яценюк в недавнем интервью одному из украинских телеканалов заявил, что абсолютно легитимно это требовать от России, как страны-агрессора. Однако как этого добиться — непонятно. Больше всего это высказывание похоже на очередной популистский шаг. А в это время среди экономистов звучат крайне пессимистические прогнозы относительно судьбы региона. Они говорят о потере Донбасса для Украины, а вместе с ним и четверти промышленного производства страны. «На сегодняшний день Луганская и Донецкие области фактически мертвая экономическая зона», — считает председатель общественной организации Комитет экономистов Украины» Андрей Новак. Даже на территории Донбасса, подконтрольной украинской власти, из-за риска физического уничтожения ни один бизнесмен, не только зарубежный, но и украинский, не станет вкладывать деньги, говорит эксперт.

«Я, к сожалению, сейчас не наблюдаю ни у одной из сторон желания прибегнуть к каким-то мерам, чтобы восстановить Донбасс», — говорит Дмитрий Сахарук. Но если такое желание у кого-то возникнет, то начинать нужно прежде всего с восстановления хозяйственных связей и грузового транспортного сообщения между территориями Украины, подконтрольными, как ополченцам, так и ВСУ, — говорит он. «И, конечно, нужно восстановить банковское обслуживание. Тогда, в условиях мира, Донбасс сам вытянет себя из этой ситуации», — отметил собеседник.

Общая сумма убытков от разрушения инфраструктуры региона из-за военного конфликта, по словам доктора экономических наук Юрия Макогона, оценивается в 15 миллиардов долларов США. Ученый сегодня работает в составе областной государственной группы по созданию стратегии развития Донецкой области до 2020 года. Сначала нужно определить, что будет восстанавливать большой бизнес, а что — государство, отмечает эксперт.

Но в любом случае без возобновления связи с Украиной Донбасс обречен, уверен он. Ведь по своей структуре экономика Донбасса была ориентирована на экспорт, отмечает ученый. «Поэтому даже если предположить, что это будет не подконтрольная территория, которая сможет выйти на российский рынок, то непризнанные республики оказываются в еще более непонятном положении, ведь против России действуют различные международные санкции», — говорит Макогон. Что же касается того, сколько времени потребуется на восстановление Донбасса в том случае, если будет установлен мир в рамках минских договоренностей, то это, по самым оптимистичным оценкам эксперта, минимум два года. Именно столько времени нужно, чтобы выйти на уровень 2008 года, говорит ученый.