Какие машины в Украине подпадают под мобилизацию?

 Согласно действующему украинскому законодательству в  период мобилизации государственными органами производится  безвозмездная реквизиция транспортных средств на нужды  армии. В то же время, при объявлении чрезвычайного или  военного положения, изъятое у населения и организаций  имущество компенсируется в денежном выражении. Все эти  мероприятия регулируются законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации».

Данная законодательная норма предусматривает, что по первому требованию местные органы власти, организации и предприятия любой формы собственности, а также физические лица, которые содержат автопарки, обязаны выделить определенный перечень исправных транспортных средств, для нужд обороны. Данный мобилизационный список, который включает марки и типы машин, составляет местная государственная администрация, согласно плана мобилизации, и по согласованию с военкоматом.

Военный комиссариат осуществляет изъятие транспорта, в соответствии с постановлением госадминистрации, которое оформляется в установленной форме. Приемка машин представителями военных властей производится согласно акта. Таким же образом, после демобилизации осуществляется возврат техники. В этих актах приема-передачи указываются данные о владельце, техсостояние, балансовая стоимость машины, номера кузова и шасси, а также другие необходимые сведения.

Возврат собственнику реквизированных автомашин производится на протяжении месяца после оглашения демобилизации. То есть забрать обратно транспорт, пока действует эта норма, не удастся. Компенсацию ущерба или урона можно получить от государства также только после демобилизации. В этом случае, возмещение происходит по нормам и расценкам, установленным правительством в рамках, не превышающих выделенных для этого средств бюджета и только относительно мобилизованного транспорта.

Украинским законодательством предусматривается, что ответственность за техническое состояние транспортных средств, которые передаются в Вооруженные Силы, ложится на их собственников. Кроме того, этими же нормами предусмотрено, что в случае несвоевременной передачи машин представителям воинских частей, владельцу грозит значительный денежный штраф.

В связи с этим на предприятиях, обладающих крупнотоннажным транспортом, возникла серьезная проблема. В основном, под мобилизацию подпадают грузовые машины и спецтехника, например автокраны, бульдозеры, транспорт двойного назначения. Эта мера вызвала нарушение технологического процесса и приносит значительные убытки. Если директора государственных предприятий уже начали передавать машины, то владельцы частных компаний всячески уклоняются от выполнения разнарядки и даже фиксируются случаи полного отказа выполнять решения местной власти. Фактически, как и мобилизация личного состава, привлечение транспорта в армию, путем реквизиции, практически сорвано. Из всех машин, попавших в перечень, военно-техническими службами принято всего около 20%. Остальные эксплуатировать невозможно из-за плохого состояния.