Уникальная боевая машина СССР: восьмиколесный ЗИС-Э134

В 1954 году, перед недавно сформированным СКВ ЗИС в составе 20 человек, стала задача в максимально кратких сроках, создать новый четырехосный (8х8) автомобиль очень высокой проходимости (быстроходный артиллерийский тягач АТК-6).

Так как СКВ ЗИС не имел достаточного опыта проектирования, в качестве прототипа для изучения особенностей проходимости колесных автомобилей и прочих инженерных параметров, в период с июля по август 1955 года был построен ЗИС-Э134. Прототип ЗИЛ-Э134 прочно доказал, что имеет сверхвысокую проходимость и является быстроходным по дороге. По сравнению с гусеничным тягачом, он был более мобилен, дешевле в эксплуатации и лучше ресурс ходовой части. Испытания данного прототипа дали начало проектированию основной цели. Разработчики и заказчики сошлись на том, что машину нужно усовершенствовать, грузоподъемность увеличить до 6 тонн, а способность тяги поднять вдвое.

Тем более, опыт проектирования и испытаний ЗИЛ-Э134 №1 давал уверенность в том, что задание будет выполнено на еще более высоком техническом уровне. Макет №2 был построен 9 апреля 1956 года. Главным его отличием от своего предшественника был корпус водоизмещения, также была убрана упругая подвеска колес, но позже на него был установлен водомет с поворотной насадкой, который выполнял функции водяного руля.

По остальным параметрам, таким как: силовая установка, трансмиссия, двигатель и система управления, отличий от прототипа ЗИЛ-Э134 №1 не имел.

Видео: ЗИС-Э134 макет №2 уникальная боевая машина СССР