Турция провоцирует решение проблемы Идлиба силовым путем

Обстановка на юге идлибской зоны деэскалации за минувшие несколько недель накалилась до предела. Террористы, действующие в этом регионе, начинают перегруппировку сил и стягивают подкрепления к линии разграничения. Выросло количество обстрелов позиций сирийской армии. Боевики все чаще применяют минометы и РСЗО.

В оппозиционных соцсетях тиражируются ролики с колоннами джихадистов, направляющихся в буферные районы. Боевики прямо говорят на видео, что они идут на войну.

Видео: Боевики «ан-Нусры» заявляют, что едут на войну

Видео: Протурецкие боевики из ПТРК поражают сирийский танк

По-видимому, турецкий план по урегулированию проблемы Идлиба полностью провалился. Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, ссылаясь на вероятную гуманитарную катастрофу, гибель гражданских лиц и появление многочисленных беженцев в случае начала операции против джихадистов, настоял на подписании сочинского меморандума.

В документе говорится, что Турция берет на себя обязательство провести размежевание формирований «умеренной оппозиции» и радикальных исламистов. Кроме того предполагалось вывести из Идлиба танки, РСЗО и тяжелое вооружение. Это решение было принято под личное поручительство турецкого президента.

Появление подразделений регулярной армии Турции и организация ею наблюдательных постов ситуацию не исправило. Анкара тайно снабжает боевиков строительными материалами для создания линии укреплений и проводит консультации с лидерами бандформирований.

Доходит до того, что группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» направляет своих раненых к турецким медикам, находящимся на наблюдательных пунктах на севере Сирии. Такие факты, например, зафиксированы в районе н.п. Калаат аль-Мадик, расположенном в 40 км севернее Хамы.

В данное время создалась определенная ситуация, в которой Турция, как бы она этого не хотела, фактически не управляет процессами в лагере сирийской вооруженной оппозиции. Под контролем Анкары находятся только туркоманские группировки.

Так как Турция намерена показать себя позитивно на международной политической арене, то ей придется принимать непопулярное решение по Идлибу, иначе может потерять свой имидж миротворца и борца с терроризмом.

В настоящее время Анкара оказалась «на распутье», потому что все назначенные сроки вышли. Ей придется уступить под давлением Москвы и Тегерана и согласится на проведение Дамаском силовой операции.